ПРОГРАММА
нравственно-патриотического воспитания
«С чего начинается Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
Составители:
Авторский коллектив МКОУ СОШ №2:
Костюкевич Р.В.
Кузенкова Г.М.
ПРОГРАММА
нравственно-патриотического воспитания
«С чего начинается Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность
1.3. Цель программы
1. 4. Задачи
1.5. Принципы рабочей программы
1.6. Ожидаемый результат
1.7.Законодательно-нормативное обеспечение программы
2Содержательный раздел
2.1.Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2. 2. Этапы внедрения программы.
2.3. Взаимодействие с родителями.
3 Организационный раздел
3.1.Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
3.2.Материально-техническое сопровождение.
3.3.Используемая литература.
1.1. Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры — это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
1.2. Актуальность темы
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада поселка, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом.
Родной поселок, город… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
1.3. Цель программы
Создание условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и формирования у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
1. 4. Задачи.
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.
5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, продуктивная деятельность, художественное слово.
1.5. Принципы рабочей программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.6. Ожидаемый результат
Наличие у детей знаний об истории поселка, его достопримечательностях, испытывать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Иметь представления о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в образовательной организации, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном поселке, стране, государственной символике.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).
Знать свой домашний адрес, название поселка, области.
Знать название близлежащих улиц.
Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
1.7.Законодательно-нормативное обеспечение программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования Возрождение»
Положение о рабочей программе.
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на один учебный год.
2 Содержательный раздел
2.1.Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Тема « Вместе дружная семья».
1. Проект «Моя семья».
Цель: Дать детям представление о том, что семья- это главное в жизни человека. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи.
2.ХЭР Рисование « Это моя семья»
Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
3. Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
Цель: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
4. Беседа с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Цель: Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.
5. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Цель: Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
6. Выставка рисунков «Мой детский сад».
Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.
7. Беседа «Хорошо у нас в саду».
Цель: Цель: Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях.
8. Художественный труд. Тема: «Подарки для сотрудников детского сада».
Цель: закреплять умение создавать из бумаги объёмные открытки для сотрудников детского сада, проявлять заботу о взрослых.
Октябрь
Тема: «Поселок, в котором я живу».
1.Беседа «История посёлка».
Цель: Познакомить детей с историей посёлка, его названием; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него.
2. Рисование « Мои родные, милые места»
Цель: Развивать интерес, любовь к родному краю, желание отобразить в рисунке любимые места.
3. Беседа «Расскажи, где ты живешь?»
Цель: Расширять знания детей о родном поселке, воспитывать любовь к родному поселку.
4. Экскурсия по ознакомлению с достопримечательностями поселка
Цель: Обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного посёлка;развивать интерес к людям разных профессий и формировать представление об их вкладе в развитие посёлка.
5. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».
Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений, пополнять представления о поселке, профессиях.
6. Презентация «Знакомимся с достопримечательностями посёлка».
Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного посёлка (памятники, стадион, библиотека, дом культуры, музей, др.).
Ноябрь
Тема: «Россия – Родина моя ».
1.Беседа «Моя Родина - Россия»
Цель: Обогащать знания детей о родине, дать представление о том, что Россия многонациональная страна.
2. Чтение стихов о России.
Цель: Воспитывать гордость за свою страну, посредством использования художественной литературы.
3. Беседа « Символы России».
Цель: Продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.
4. Сюжетно-ролевая игра « Пограничники»
Цель: Формировать умение действовать в соответствии с ролью, умению договариваться, вспомнить военные профессии.
5. Пословицы и поговорки о Родине.
Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками о родине, поддержать интерес к народному творчеству.
6. Знакомство с подвижными играми разных народов.
Цель: Вызывать интерес к играм разных народов, желание играть в новые игры.
7. Рассказ воспитателя о российских спортсменах.
Цель: Расширять представление детей о спорте, о знаменитых спортсменах.
8. Презентация « Россия – Родина моя».
Цель: Приобщать детей к национальной культуре, развивать интерес к русскому народному творчеству.
Декабрь
Тема «Русская зима»
1. Беседа: «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
2. Художественно – эстетическое развитие. Пластилинография «Снегири на ветках рябины»
Цель:
продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, формировать художественный вкус дошкольников.
3. Просмотр видео «Зимние пейзажи»
Цель: Учить видеть красоту русской природы зимой.
4. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Цель: Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних традициях разных народов.
5. Оформление группы к празднику.
Цель: Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.
6. Праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год!».
Цель: Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.
6. Выставка рисунков родителей и детей на тему: «Здравствуй зимушка – зима».
Цель: Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
7. Проведение конкурса «Новогодняя игрушка».
Цель: Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.
8. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы» Разучивание потешки «Как на тоненький ледок»
Цель: Закреплять знания детей о зиме, её признаках, расширять представление о снеге, его свойствах, развивать речь, навыки наблюдательности, воспитывать любознательность.
Январь
Тема « Народная культура и традиции»
1. Беседа «Как в старину праздновали Рождество». Просмотр презентации.
Цель: познакомить детей с евангельской историей Рождества
Христова,
расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов, привлечь внимание детей к христианским
традициям, воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
2. Изготовление народных рождественских игрушек: козочки, плюшки, ангелочки, фонарики.
Цель: Знакомство с народными традициями на Руси. Приобщение к самостоятельному изготовлению праздничного декора
3. Музыкальный досуг «Рождественские колядки».
Цель: Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.
4. Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой, закрепить представление о старинной игрушке.
5. Занятие «Предметы из бабушкиного сундука»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с предметами (экспонатами)
6. Хороводная игра: «Шла коза по лесу»
Цель: Развивать общую моторику, приобщать детей к традициям своего народа.
7. Выставка книг: «Русские народные сказки»
Цель: уточнять и обогащать знания о русских народных сказках, учить узнавать сказку по иллюстрации, дать представление о многообразии оформления книг, формировать интерес и потребность в чтении книг, рассматривании иллюстраций, пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная выставка».
8. Рассматривание альбомов декоративно прикладного искусства. Гжель
Рождественский праздник в старшей группе с родителями «Святки – колядки»
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями празднования Рождества.
Февраль
Тема: «Наша армия сильна, охраняет мир она»
1.Беседа на тему «Мои друзья»
Цель: Рассказать детям о дружбе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
2. Ознакомление с художественной литературой.
Чтение рассказов, стихотворений о военных профессиях
Цель: познакомить детей с литературными произведениями по теме; вызвать интерес и чувство гордости за защитников нашей Родины.
3. Составление рассказов о своей Родине.
Цель: Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан.
4. Занятие «Наша армия сильна».
Цель: Продолжать расширять представление детей о Российской армии, закреплять знания детей о военных профессиях, прививать уважение к людям этих профессий.
5. Изготовление подарков к 23 февраля.
Цель: Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям
6. Совместное развлечение с папами. «Будущие защитники Отечества»
7. Фотовыставка «Защитники Отечества».
Цель: Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.
8. Конструирование из больших коробок « Военный самолет»
Цель: Подвести детей к разыгрыванию сюжета « Военные летчики»
Март
Тема: «Что такое доброта?»
Беседа" Что такое доброта"
Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
2. Занятие «Поговорим о маме».
Цель: Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны, воспитывать любовь и уважение к женщине, маме.
3. Изготовление подарков для мам и бабушек.
Цель: Прививать желание дарить родным людям подарки.
4. Развлечение «Мы поздравляем мам с 8 марта».
Цель: Вызывать желание поздравить мам, бабушек с праздником и проявлять заботу о них.
5. Выставка детских рисунков «Портрет моей мамы».
Цель: Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.
6. Дидактическая игра: «Корзинка добрых дел».
Цель: Учить детей различать добрые поступки от плохих, побуждать желание совершать как можно больше хороших поступков.
7. Игра с мячом «Передай добро по кругу».
Цель: Воспитывать доброжелательные отношения, желание сказать друг другу добрые слова.
8. Интеллектуальная игра "Путешествие по сказкам". Тема: "Добро и зло в сказках"
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.
Апрель
Тема « Земля – наш общий дом»
1. Беседа «Наши космонавты».
Цель: создание условий для ознакомления детей с профессией космонавта. Воспитание уважения к этой профессии.
2. Спортивное развлечение «Мы – космонавты».
Цель: Развитие у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости.
3. Беседа «Моя Родина — Россия»
Цель: создание условий для формирования у детей представления о родной стране и ее символах.
4. Беседа с детьми: "Земля - наш общий дом!"
Цель: Расширять представление о том, что Земля - общий дом для людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
5. Занятие «Всем на свете нужен дом».
Цель: Познакомить детей с понятием "Земля - наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.
6. Праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети!»
Цель: Воспитание у детей желания веселиться, соревноваться вместе с родителями.
7. Экологическая викторина « Планета Земля - наш дом»
Цель: создание условий для формирования представления о том, что планета Земля - большой общий дом
Май
Тема « Главные праздники нашей страны»
1.Беседа на тему: «Праздники нашей страны»
Цель: Познакомить детей с праздником Весны и труда; воспитывать уважение к труду.
2.Сюжетно-ролевая игра «Парад, посвященный 9 мая»
Цель: прививать гордость за свою страну и людей, которые освободили страну от фашистских захватчиков, в доступной форме закрепить знания о Дне Победы, о параде в честь 9 мая и о том кто такие ветераны.
3. НОД «Ваш подвиг будет жить в веках!».
Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
4. Выставка детских работ «День победы»
Цель: Прививать чувство любви к Родине, уважение к ее защитникам
5. Беседа «9 мая – День победы».
Цель:Развивать внимание, память, речь. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам.
6. Экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Цель: Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.
7. Конкурс чтецов « Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель:Обогащать и развивать словарный запас детей средствами ознакомления с произведениями художественной литературы. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
8. Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»
Цель: Учить детей в игре подчиняться определенным правилам,
воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе.
Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике
Победы. Воспитывать интерес и желание быть достойными защитниками
своей Родины.
2. 2. Этапы внедрения программы.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Работа с родителями в старшей группе
3 Организационный раздел
3.1.Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
3.2.Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
географическая карта, глобус;
символика Иркутской области.
3.3.Используемая литература.
1. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
2. Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.
3. Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.
5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.
6. Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.
7. Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
8. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.
9. Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.
10. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.
11. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.
12. Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.
13. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86.
14. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
15. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
16. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509738/
18. https://www.youtube.com/watch?v=qgZLv-Qtu44