ПРОГРАММА

 нравственно-патриотического воспитания

«С чего начинается Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

Составители:

Авторский коллектив МКОУ СОШ №2:

                                                             Костюкевич Р.В.

                                                            Кузенкова Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 нравственно-патриотического воспитания

«С чего начинается Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

 

                                             Содержание

1  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

1.2. Актуальность

1.3.  Цель программы

1. 4. Задачи

1.5.   Принципы рабочей программы

1.6.  Ожидаемый результат

1.7.Законодательно-нормативное обеспечение программы

2Содержательный раздел

2.1.Перспективное  тематическое планирование образовательной деятельности  по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2. 2. Этапы внедрения программы.

2.3. Взаимодействие с родителями.

3 Организационный раздел

3.1.Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

3.2.Материально-техническое сопровождение.

3.3.Используемая литература.

 

 

1.1. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой  Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры — это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

1.2. Актуальность темы

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада поселка, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом.

Родной поселок,  город… Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.3.   Цель программы

Создание условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и формирования у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

1. 4. Задачи.

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4.  Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.

5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, продуктивная деятельность, художественное слово.

1.5.   Принципы рабочей программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

 1.6.   Ожидаемый результат

Наличие у детей знаний об истории поселка, его достопримечательностях,  испытывать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

 Иметь представления о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.

         С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в образовательной организации, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

         Уметь рассказывать о своем родном поселке, стране, государственной символике.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским и т.д.).

Знать свой домашний адрес, название поселка, области.

Знать название близлежащих улиц.

         Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

1.7.Законодательно-нормативное обеспечение программы

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);

Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Образовательная программа дошкольного образования  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования Возрождение»

Положение о рабочей программе.

Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста, рассчитана на один  учебный год.

 

2 Содержательный раздел

2.1.Перспективное  тематическое планирование образовательной деятельности  по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

Тема « Вместе дружная семья».

1. Проект «Моя семья».

Цель: Дать детям представление о том, что семья- это главное в жизни человека. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи.

2.ХЭР  Рисование « Это моя семья»

Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам своей  семьи.

3. Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».

Цель: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

4. Беседа с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

5. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Цель: Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

6. Выставка рисунков «Мой детский сад».

Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.

7. Беседа «Хорошо у нас в саду».

Цель: Цель: Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях.

8. Художественный труд. Тема: «Подарки для сотрудников детского сада».

Цель: закреплять умение создавать из бумаги объёмные открытки  для сотрудников детского сада, проявлять заботу о взрослых.

 

Октябрь

Тема: «Поселок, в котором я живу».

1.Беседа «История посёлка».

Цель: Познакомить детей с историей посёлка, его названием; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него.

2. Рисование « Мои родные, милые места»

Цель: Развивать интерес, любовь к родному краю, желание отобразить в рисунке любимые места.

3. Беседа «Расскажи, где ты живешь?»

Цель: Расширять знания детей о родном поселке, воспитывать любовь к родному поселку.

4. Экскурсия по ознакомлению с достопримечательностями поселка

Цель:  Обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного посёлка;развивать интерес к людям разных профессий и формировать представление об их вкладе в развитие посёлка.

5. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений, пополнять представления о поселке, профессиях.

6. Презентация «Знакомимся с достопримечательностями посёлка».

Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного посёлка (памятники, стадион, библиотека, дом культуры, музей,  др.).

Ноябрь

Тема: «Россия – Родина моя  ».

1.Беседа «Моя Родина -  Россия»

Цель: Обогащать знания детей о родине, дать представление о том, что Россия многонациональная страна.

2. Чтение стихов о России.

Цель: Воспитывать гордость за свою страну, посредством использования художественной литературы.

3. Беседа « Символы России».

Цель: Продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.

4. Сюжетно-ролевая игра « Пограничники»

Цель: Формировать умение действовать в соответствии с ролью, умению договариваться, вспомнить военные профессии.

5. Пословицы и поговорки о Родине.

Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками о родине, поддержать интерес к народному творчеству.

6. Знакомство с подвижными играми разных народов.

Цель: Вызывать интерес к играм разных народов, желание играть в новые игры.

7. Рассказ воспитателя о российских спортсменах.

Цель: Расширять представление детей о спорте, о знаменитых спортсменах.

 8. Презентация « Россия – Родина моя».

Цель: Приобщать детей к национальной культуре, развивать интерес к русскому народному творчеству.

Декабрь

Тема «Русская  зима»

1. Беседа: «Беседа о зимующих и перелетных птицах»

Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.

2. Художественно – эстетическое развитие. Пластилинография «Снегири на ветках рябины»

Цель:
продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, формировать художественный вкус дошкольников.

 

3. Просмотр видео  «Зимние пейзажи»

Цель: Учить видеть красоту русской  природы зимой.

4. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Цель: Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних традициях разных народов.

5. Оформление группы к празднику.

Цель: Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.

6. Праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год!».

Цель: Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.

6. Выставка рисунков родителей и детей на тему: «Здравствуй зимушка – зима».

Цель: Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

7. Проведение конкурса «Новогодняя игрушка».

 Цель: Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.

8. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»  Разучивание  потешки «Как на тоненький ледок»

Цель: Закреплять знания детей о зиме, её признаках, расширять представление о снеге, его свойствах, развивать речь, навыки наблюдательности, воспитывать любознательность.

Январь

Тема « Народная культура и традиции»

1.     Беседа «Как в старину праздновали Рождество».  Просмотр презентации.

 

Цель: познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова,
 расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов, привлечь внимание детей к христианским традициям, воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

2.     Изготовление народных рождественских игрушек: козочки, плюшки, ангелочки, фонарики.

Цель: Знакомство с народными традициями на Руси. Приобщение к самостоятельному изготовлению праздничного декора

3. Музыкальный досуг «Рождественские колядки».

Цель: Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

4. Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?»

Цель:  Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой, закрепить представление о старинной игрушке.

5. Занятие «Предметы из бабушкиного сундука»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с предметами (экспонатами)

6. Хороводная игра: «Шла коза по лесу»

Цель: Развивать общую моторику, приобщать детей к традициям своего народа.

7. Выставка книг: «Русские народные сказки»

Цель: уточнять и обогащать знания о русских народных сказках, учить узнавать сказку по иллюстрации, дать представление о многообразии оформления книг, формировать интерес и потребность в чтении книг, рассматривании иллюстраций, пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная выставка».

8. Рассматривание альбомов декоративно прикладного искусства. Гжель

 Рождественский праздник в старшей группе с родителями «Святки – колядки»

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями празднования Рождества.

Февраль

Тема: «Наша армия сильна, охраняет мир она»

1.Беседа на тему «Мои друзья»

Цель: Рассказать детям о дружбе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

2. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение рассказов, стихотворений о военных профессиях

Цель: познакомить детей с литературными произведениями по теме; вызвать интерес и чувство гордости за защитников нашей Родины.

3. Составление рассказов о своей Родине.

Цель: Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан.

4. Занятие «Наша армия сильна».

Цель: Продолжать расширять представление детей о Российской армии, закреплять знания детей о военных профессиях,  прививать уважение к людям этих профессий.

5. Изготовление подарков к 23 февраля.

Цель: Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям

6. Совместное развлечение с папами. «Будущие защитники Отечества»

7. Фотовыставка «Защитники Отечества».

Цель: Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.

8. Конструирование из больших коробок « Военный самолет»

Цель: Подвести детей к разыгрыванию сюжета « Военные летчики»

Март

Тема: «Что такое доброта?»

Беседа" Что такое доброта"

Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.

2. Занятие «Поговорим о маме».

Цель: Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны, воспитывать любовь и уважение к женщине, маме.

3. Изготовление подарков для мам и  бабушек.

Цель: Прививать желание дарить родным людям подарки.

4. Развлечение «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Цель: Вызывать желание поздравить мам, бабушек с праздником и проявлять заботу о них.

5. Выставка детских рисунков «Портрет моей мамы».

Цель: Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

6. Дидактическая игра: «Корзинка добрых дел».

Цель: Учить детей различать добрые поступки от плохих, побуждать желание совершать как можно больше хороших поступков.

7. Игра с мячом «Передай добро по кругу».

Цель: Воспитывать  доброжелательные отношения, желание сказать друг другу добрые слова.

8. Интеллектуальная игра "Путешествие по сказкам". Тема: "Добро и зло в сказках"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Апрель

Тема « Земля – наш общий дом»

1. Беседа «Наши космонавты».

Цель: создание условий для ознакомления  детей с профессией космонавта.  Воспитание уважения к этой  профессии.

2. Спортивное развлечение «Мы – космонавты».

Цель: Развитие у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости.

3.  Беседа «Моя Родина — Россия»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о родной стране и ее символах.

4. Беседа с детьми: "Земля - наш общий дом!"

Цель: Расширять представление о том, что Земля - общий дом для людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

5. Занятие «Всем на свете нужен дом».

Цель:  Познакомить детей с понятием "Земля - наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

6. Праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети!»

Цель:  Воспитание у детей желания веселиться, соревноваться вместе с родителями.

7. Экологическая викторина « Планета Земля - наш дом»

Цель: создание условий для формирования представления о том, что планета Земля - большой общий дом

Май

Тема « Главные праздники нашей страны»

1.Беседа на тему: «Праздники нашей страны»

Цель: Познакомить детей с праздником  Весны и труда; воспитывать уважение к труду.

2.Сюжетно-ролевая игра «Парад, посвященный 9 мая»

Цель: прививать гордость за свою страну и людей, которые освободили страну от фашистских захватчиков, в доступной форме закрепить знания о Дне Победы, о параде в честь 9 мая и о том кто такие ветераны.

3. НОД  «Ваш подвиг будет жить в веках!».

Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

4. Выставка детских работ «День победы»

Цель: Прививать  чувство любви к Родине, уважение к ее защитникам

5. Беседа «9 мая – День победы».

Цель:Развивать внимание, память, речь. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам.

6. Экскурсия к  памятнику погибшим воинам.

Цель:  Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.

7. Конкурс чтецов  « Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель:Обогащать и развивать словарный запас детей средствами ознакомления с произведениями художественной литературы.  Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

8. Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»

Цель: Учить детей в игре подчиняться определенным правилам,

воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе.

Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике

Победы. Воспитывать интерес и желание быть достойными защитниками

своей Родины.

 

2. 2. Этапы внедрения программы.

  • Сбор информации.
  • Разработка и внедрение программы.
  • Разработка и реализация плана программы.
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
  • Регулирование выполнения программы.
  • Итоговый анализ реализации программы.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

       Работа с родителями  в старшей группе

месяц

Содержание работы

сентябрь

1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о семье? »

2. Реализация проекта «Моя семья»

октябрь

1. Организовать экскурсию совместно с родителями по ознакомлению с достопримечательностями поселка»

2. Фотоконкурс « Мои родные, милые места»

ноябрь

 1. Работа с родителями по созданию альбома «Пословицы и поговорки о дружбе».

2.  Конкурс чтецов «Моя Россия»

декабрь

1. Привлечь родителей к участию в новогоднем утреннике для детей.

2. Конкурс совместной работы с детьми  «Снегири».Пластилинография.

январь

1.  Организовать  выставку «Предметы из бабушкиного сундука»

2. Совместная с родителями выставка  «Рождественская игрушка».

февраль

1. Фотовыставка « Знакомьтесь, мой папа»

2.Развлечение с участием пап « Защитники Отечества»

март

1.     Выставка рисунков « Моя мама»

2.     Привлечь родителей к участию в интеллектуальной игре « Путешествие по сказкам»

апрель

1.     Спортивное развлечение совместно с родителями « Мы космонавты»

2.     Экологическая викторина « Земля – наш общий дом»

май

1. Информация в папку для родителей «Культура, быт русского народа»

3. Изготовление плакатов «Этот день Победы».

4.  Организовать выставку детских работ (рисование, лепка, аппликация) « Наш главный праздник»

 

3 Организационный раздел

3.1.Формы и методы работы по нравственно-патриотическому    воспитанию детей.

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры;
  • использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
  • проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «Масленица», «Посиделки», «Волшебство в Рождество» и др.
  • использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
  • разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
  • приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.)

3.2.Материально-техническое сопровождение

 

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;

художественная литература;

грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

географическая карта, глобус;

символика Иркутской области.

 

      3.3.Используемая литература.

1.     Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.

2.     Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.

3.     Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.

4.     Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.

5.     Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.

6.     Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.

7.     Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.

8.     Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.

9.     Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.

10.           Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.

11.           Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.

12.           Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.

13.           Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86.

14.           Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

15.           Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

16.           http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509738/

17.           https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/02/dva-deda-moroza-stsenariy-novogo-goda-dlya-starshey-gruppy

18.           https://www.youtube.com/watch?v=qgZLv-Qtu44