Среда 27.05.20.
Речевое развитие
Тема: «Мои права».
Образовательная область «Познание».
Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи. Формировать умение оказывать помощь, попавшим в беду людям. Закрепить знания детей о правах, отражённых в «Конвенции о правах ребенка».
Ход занятия
Воспитатель: Дети, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья» (показ и рассматривание картин сказочной страны и цветка).
Воспитатель: У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила, права. Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
Запись «Шума ветра».
Воспитатель: Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то жители были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не хватает лепестков. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
Воспитатель: Дети, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, вы сможете помочь жителям сказочного города найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаете правила этой страны. Но для этого вы должны знать много сказок. Перед тем, как отправиться в дорогу, выберите нужные в пути предметы. Для чего они нам могут пригодиться?
Дети подходят к столу, на котором лежат игрушки, компас, карта и выбирают нужные предметы и объясняют необходимость своего выбора.
Воспитатель: Возьмите друг друга за руки, подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Хоровод «Улыбка»
Итак, в Правдилию вперед.
«Цветок Счастья там» живет.
Должны мы многое узнать
И лепесток там отыскать.
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Воспитатель: Дети, посчитайте на карте, сколько остановок вам нужно пройти? В каком направлении лежит путь? (Ответы детей, работа с картой)
Воспитатель: Вот и первая остановка. (Показ детьми сказки «Колобок»)
Воспитатель: Как называется сказка? Опишите действия лисы. Что ею нарушено? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, лиса нарушила право. Чтобы узнать, какое право она нарушила, вам нужно найти лепесток, на котором оно записано.
Дети находят лепесток. Воспитатель зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот какое право нарушила лиса – плутовка. Право колобка на жизнь.
Воспитатель: Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев, как и кто, нарушал? (Ответы детей.)
Воспитатель: У каждого из вас есть право на жизнь и свободу. Но иногда они могут нарушаться. Были ли в вашей жизни такие случаи? Как решить эту проблему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я предлагаю говорить друг другу больше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Воспитатель: Вот еще одна остановка. А к нам кто-то спешит.
Появляется Чебурашка, поет песню.
Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка, какая весёлая у тебя песенка.
Чебурашка: Да, я теперь весёлый, ведь у меня есть имя - Чебурашка. Ребята, а у вас есть имена? Поиграйте со мной в «эхо».
Игра «Эхо».
Каждый из детей по очереди называет своё имя. Первый произносит громко, дальше последующие тише и, последний, громким шёпотом. Также и в обратном порядке.
Воспитатель: А ещё у детей есть ласковые имена, расскажите Чебурашке, как вас ласково называет мама. (Ответы детей.)
Чебурашка: Мне понравились ваши ответы, и я вам дарю лепестки.
Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на имя и на семью».
Воспитатель: Дети, посчитайте, сколько лепестков нашли. (Ответы детей)
Воспитатель: Где же нам найти остальные? Куда нам дальше идти? Сверимся с картой.
Дети, сверяясь с картой, идут к следующей остановке.
Воспитатель: Ой, что это? Домики, а раз стоят домики, значит, в них кто-то должен жить (Показ детьми отрывка из сказки «Три поросёнка»).
Воспитатель: Узнали сказку? Кто и чьи права здесь нарушает? (Ответы детей).
Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на дом».
Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, осталась последняя остановка, пусть компас нам поможет - путь укажет. (Дети определяют по компасу направление движения.)
Воспитатель: Это пенёк, а на нем конверт с заданием. (Читает отрывок из сказки «Золушка»).
Воспитатель: Чем занималась Золушка дома? Было ли у нее время на отдых? Какое право и кто нарушил в этой сказке? (Ответы детей).
Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на отдых».
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки, придуманной детьми на коммуникативных тренингах о жизни Лешего и его племянниках (Грибочке и Листочке), к которым он относился без внимания и заботы.
Воспитатель: Дети, что вы можете сказать про старика Лешего? Как он относился к своим племянникам? Какое он нарушал право? (Ответы детей) Дети находят под пеньком лепестки.
Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание».
Воспитатель: Дети, мы собрали все лепестки, вернем их «цветку Счастья».
Приклеивают на место лепестки.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.
Воспитатель: Вставайте на ковер- самолет, закончим наше путешествие весёлой песней.
Физкультминутка под песню «Улыбка».
Воспитатель: Дети, мы вернули цветок сказочной стране и там теперь воцарились мир и порядок. С какими же правами мы познакомились? (Ответы детей).
Воспитатель: Все права записаны в одном документе – «Конвенции о правах ребёнка» (Рассматривание иллюстраций).
Воспитатель: Нам в группе тоже нужен такой удивительный цветок, чтобы все знали о своих правах. Я предлагаю вам пройти за столы и приступить к работе по приготовлению лепестков, которые потом соберутся в цветок.
Воспитатель: Возьмите каждый по лепестку, они пока белые. Положите перед собой, выберите картинку с изображением права. Расположите её на лепестке. Приклейте изображение на лепесток. Затем, пользуясь гуашью и кисточками, раскрасьте каждый свой лепесток. Из готовых лепестков вы составите свой Цветок Счастья.
Дети выполняют работу под спокойную музыку. Собирают цветок из лепестков. Рассматривают цветок и называют изображенные на лепестках права детей.
Коммуникация (социально-нравственное развитие)
Беседа «Кто не работает, тот не ест»
В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».
Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест». ...
У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.
Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вотвстретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку.
На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Я и ты, – отвечает она.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
На третий королевна и говорит свекрови:
– Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
Та велела ей наколоть дров.
Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Мы трое: я, ты и королевна.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
– Как, и ты научилась работать?
– А как без нее, – отвечает королевна, – у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров.
Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.
– Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему?
– Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать?
– Заставляли ли мать и ее сын королевну работать?
(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)
– Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу?
– Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: «Как, и ты научилась работать?»
– Чем закончилась сказка?
– Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются.
(«Золушка», «Морозко», «Ленивица».)
В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.
Физическая культура
https://www.youtube.com/watch?v=QuqQcy6DsGE