Среда 27.05.20.

 

                                   Речевое развитие

 

Тема: «Мои  права».

 

Образовательная область «Познание».

 

Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.  Формировать  умение оказывать помощь, попавшим в беду людям. Закрепить знания детей о правах, отражённых в  «Конвенции о правах ребенка».

 

                                                 Ход занятия

 

        Воспитатель:  Дети, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья» (показ и рассматривание картин сказочной страны и цветка).

 

        Воспитатель: У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила, права. Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...

 

        Запись «Шума ветра».

 

        Воспитатель: Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то жители были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не хватает  лепестков. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

 

        Воспитатель: Дети, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему?  (Ответы детей)

 

        Воспитатель: Я думаю, вы сможете помочь жителям сказочного города  найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаете правила этой страны. Но для этого вы должны знать много сказок. Перед тем, как отправиться в дорогу, выберите нужные в пути предметы. Для чего они нам могут пригодиться?

 

        Дети подходят к столу, на котором лежат  игрушки, компас, карта и выбирают нужные предметы и объясняют необходимость своего выбора.  

 

        Воспитатель: Возьмите друг друга  за руки, подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

 

        Хоровод «Улыбка»

 

 Итак, в Правдилию вперед.

 

«Цветок Счастья там» живет.

 

Должны мы многое узнать

 

И лепесток там отыскать.

 

Нам будут в этом помогать

 

Герои разных сказок.

 

По извилистой дорожке

 

Шли по миру чьи-то ножки.

 

Вдаль глядя, широкими глазами,

 

Шли ребята знакомиться с правами.

 

Знать должны и взрослые, и дети

 

О правах, что защищают нас на свете.

 

        Воспитатель: Дети, посчитайте на карте, сколько остановок вам нужно пройти? В каком направлении лежит путь?  (Ответы детей, работа с картой)

 

Воспитатель: Вот и первая остановка.  (Показ детьми сказки «Колобок»)

 

        Воспитатель:  Как называется сказка?  Опишите действия лисы.   Что ею нарушено? (Ответы детей)

 

        Воспитатель: Правильно, лиса нарушила право. Чтобы узнать, какое право она нарушила, вам нужно найти лепесток, на котором оно записано.

 

        Дети находят лепесток. Воспитатель зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот какое право  нарушила лиса – плутовка. Право колобка на жизнь.

 

        Воспитатель:  Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев, как и кто, нарушал? (Ответы детей.)

 

        Воспитатель: У каждого из вас есть право на жизнь и свободу. Но иногда они могут  нарушаться. Были ли в вашей жизни такие случаи? Как решить эту проблему? (Ответы детей.)

 

        Воспитатель:  Я предлагаю говорить друг другу больше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.

 

        Воспитатель: Вот  еще одна остановка.  А к нам кто-то спешит.

 

        Появляется Чебурашка, поет  песню.

 

        Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка, какая весёлая у тебя песенка.

 

        Чебурашка: Да, я теперь весёлый, ведь у меня есть имя - Чебурашка. Ребята, а у вас есть имена? Поиграйте со мной в «эхо».

 

        Игра «Эхо».

 

        

 

        Каждый из детей по очереди называет своё имя. Первый произносит громко, дальше последующие тише и, последний, громким шёпотом. Также и в обратном порядке.

 

        Воспитатель: А ещё у детей есть ласковые имена, расскажите Чебурашке,   как вас ласково называет мама. (Ответы детей.)

 

        Чебурашка: Мне понравились ваши ответы, и я вам дарю лепестки.

 

        Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый  ребёнок имеет право на имя и на семью».        

 

        Воспитатель: Дети, посчитайте, сколько лепестков нашли. (Ответы детей)

 

        Воспитатель:  Где же нам найти остальные? Куда нам дальше идти? Сверимся с картой.

 

        Дети, сверяясь с картой, идут к следующей остановке.

 

        Воспитатель: Ой, что это? Домики, а раз стоят домики, значит, в них кто-то должен жить (Показ детьми отрывка из сказки «Три поросёнка»).

 

        Воспитатель:    Узнали сказку?  Кто и чьи права здесь нарушает? (Ответы детей).

 

        Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на дом».

 

        Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, осталась последняя остановка, пусть компас нам поможет - путь укажет. (Дети определяют по компасу направление движения.)

 

        Воспитатель:  Это пенёк, а на нем конверт с заданием. (Читает отрывок из сказки  «Золушка»).

 

        Воспитатель: Чем занималась Золушка дома? Было ли у нее время на отдых? Какое право и кто нарушил в этой сказке? (Ответы детей).

 

        Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на отдых».

 

         Воспитатель зачитывает отрывок из сказки, придуманной детьми на коммуникативных тренингах о жизни Лешего и его племянниках (Грибочке и Листочке), к которым он относился без внимания и заботы.

 

        Воспитатель: Дети, что вы можете сказать про старика Лешего? Как он относился к своим племянникам? Какое он нарушал право?  (Ответы детей)         Дети находят  под пеньком лепестки.

 

        Воспитатель зачитывает право с лепестка: «Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание».

 

        Воспитатель:  Дети, мы собрали все лепестки, вернем их «цветку Счастья».

 

        Приклеивают на место лепестки.

 

        Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.

 

Мы «цветку Счастья» помогли

 

И лепестки его нашли.

 

Теперь нам в детский сад пора.

 

До встречи, добрые друзья.

 

        Воспитатель: Вставайте на ковер- самолет, закончим наше путешествие весёлой песней.

 

        Физкультминутка под песню «Улыбка».

 

        Воспитатель: Дети, мы вернули цветок сказочной стране и там теперь воцарились мир и порядок.  С какими же правами мы познакомились? (Ответы детей).

 

        Воспитатель: Все права записаны в одном документе – «Конвенции о правах ребёнка»  (Рассматривание иллюстраций).

 

        Воспитатель: Нам в группе тоже нужен такой удивительный цветок, чтобы все знали   о своих правах. Я предлагаю вам пройти за столы и приступить к работе по приготовлению лепестков, которые потом соберутся в цветок.

 

        Воспитатель: Возьмите каждый по лепестку, они пока белые. Положите  перед собой, выберите картинку с изображением права. Расположите её на лепестке. Приклейте изображение на лепесток. Затем, пользуясь гуашью и кисточками, раскрасьте каждый свой лепесток. Из готовых лепестков вы составите свой Цветок Счастья.

 

        Дети выполняют работу под спокойную музыку. Собирают цветок из лепестков. Рассматривают цветок и называют изображенные на лепестках права детей.

 

 

 

         Коммуникация (социально-нравственное развитие)

 

Беседа «Кто не работает, тот не ест»

 

В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».

 

Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест». ...

 

У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.

 

Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вотвстретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку.

 

На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:

 

– Кто сегодня работал, мать?

 

– Я и ты, – отвечает она.

 

– Ну, кто работал, тот и есть может.

 

Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.

 

На третий королевна и говорит свекрови:

 

– Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.

 

Та велела ей наколоть дров.

 

Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:

 

– Кто сегодня работал, мать?

 

– Мы трое: я, ты и королевна.

 

– Ну, кто работал, тот и есть может.

 

И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:

 

– Как, и ты научилась работать?

 

– А как без нее, – отвечает королевна, – у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров.

 

Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.

 

– Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему?

 

– Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать?

 

– Заставляли ли мать и ее сын королевну работать?

 

(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)

 

– Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу?

 

– Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: «Как, и ты научилась работать?»

 

– Чем закончилась сказка?

 

– Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются.

 

(«Золушка», «Морозко», «Ленивица».)

 

В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.

 

                                 Физическая культура

 

                          https://www.youtube.com/watch?v=QuqQcy6DsGE